Новое в российском законодательстве с 01.09.2012-19.10.2012.
Приказ ФАС России от 26.06.2012 N 417
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний"
Зарегистрировано в Минюсте России 11.10.2012 N 25654.
Регламентированы процедуры контроля за исполнением антимонопольных требований субъектами электроэнергетики, занимающими исключительное положение на оптовом и розничных рынках электроэнергии
Утвержденный ФАС России соответствующий административный регламент устанавливает, в частности:
перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение данной государственной функции (помимо ряда законодательных актов в него включены приказы ФАС России, устанавливающие общие положения антимонопольного контроля за экономическими субъектами);
предмет государственного контроля (воспроизводит отдельные положения статьи 25 Федерального закона "Об электроэнергетике", устанавливающие, что объектами антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в частности: уровень экономической концентрации на оптовом рынке; перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций - субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка; согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков; действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках);
права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;
сведения о почтовых адресах, телефонах, адресах сайтов и электронной почты ФАС России и ее территориальных органов;
срок исполнения данной государственной функции (не может превышать три месяца со дня представления субъектами электроэнергетики соответствующих ходатайств и уведомлений о сделках и других действиях на рынках электроэнергии);
процедуры подачи, приема, регистрации, рассмотрения упомянутых ходатайств и уведомлений, принятия решений по ним и направления решений заявителям;
порядок и формы контроля за исполнением данной государственной функции;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий либо бездействия антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России.
Приказ Минэнерго России от 03.08.2012 N 365
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики"
Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 N 25596.
Порядок осуществления Министерством энергетики России контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики получил дальнейшую правовую регламентацию
Общие положения этого порядка, в т.ч. ее формы, сроки, порядок оформления результатов, были определены "Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 977.
Утвержденный Минэнерго России "Административный регламент..." дополняет порядок осуществления контроля некоторыми техническими деталями, главным образом регламентацией внутренних процедур Министерства по организации и проведению плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок субъектов электроэнергетики в указанных целях. Установлены также порядок информирования заинтересованных лиц об осуществлении Министерством этой государственной функции, порядок и формы контроля за ее осуществлением, а также порядок досудебного (внесудебного) обжалования соответствующих действий или бездействия Минэнерго России и его должностных лиц.
Постановление Правительства РФ от 05.10.2012 N 1015
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения доступности энергетической инфраструктуры"
Максимальная мощность энергопринимающих устройств, платеж за присоединение которых к электрическим сетям может осуществляться с беспроцентной рассрочкой, увеличена со 100 до 150 кВт
Установлена также процедура, по которой уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети, на очередной календарный год. Эта процедура предусматривает предварительное представление территориальными сетевыми организациями прогнозных сведений о планируемых расходах на технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями ФСТ России, с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электросетей, к которым осуществляется присоединение, или объемам присоединяемой максимальной мощности.
Приказ ФСТ России от 13.09.2012 N 623-э
"О внесении изменений в Методические указания о порядке оценки влияния отказа от передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям на уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом ФСТ России от 24 июня 2011 г. N 159-э/1"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2012 N 25615.
Уточнен порядок расчета последствий отказа от передачи в аренду территориальным сетевым организациям объектов общероссийской электрической сети - влияния такого отказа на тарифы на электроэнергию в субъектах РФ
Из расчета изменения цены (тарифа) на электроэнергию (мощность) для конечных потребителей в субъектах РФ при расторжении ранее заключенных договоров "последней мили", т.е. договоров аренды территориальными сетевыми организациями объектов единой национальной (общероссийской) электрической сети, исключена дифференциация цен по числу часов использования мощности.
Постановление Правительства РФ от 24.09.2012 N 967
"О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации"
Расширен перечень полномочий, осуществляемых Минэнерго России в сфере создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса
Установлено, что Министерство в пределах своей компетенции, в числе прочих документов, принимает формы представления в обязательном порядке информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса и требования к заполнению этих форм, а также требования к технологиям информационного взаимодействия в интеграционном сегменте государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, в том числе к форматам представления информации в рамках этого сегмента.
Кроме того, на Министерство возложены полномочия по контролю за соблюдением порядка и условий представления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в эту систему.
Приказ Минэнерго России от 04.09.2012 N 416
"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.10.2012 N 25583
Регламентирован порядок предоставления Минэнерго России информации, содержащейся в реестре объектов топливно-энергетического комплекса
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц Минэнерго России при выполнении данной функции, а также требования к порядку их выполнения.
Заявителями в рамках предоставления услуги являются юридические и физические лица, владеющие на праве собственности или ином основании объектом топливно-энергетического комплекса, которому присвоена категория по степени потенциальной опасности объекта.
Срок предоставления услуги не может превышать 1 месяц с момента регистрации заявления о предоставлении информации.
Приказ ФАС России от 20.07.2012 N 490
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по контролю за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2012 N 25487
Регламентирован порядок осуществления ФАС России контроля за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий
Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФАС России, их полномочия при осуществлении такого контроля, а также права и обязанности субъектов контроля.
В приложении к документу приведены формы документов, используемых в процессе осуществления контроля, а также дана контактная информация территориальных органов ФАС России по субъектам РФ.
Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 944
"О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе"
Расширены контролирующие и регулирующие полномочия Федеральной антимонопольной службы
Перечень нормативных правовых актов, которые вправе принимать ФАС России, дополнен такими актами, как "порядок выдачи предупреждения о прекращении действий или бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" и "порядок направления предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства"; ФАС России должна утвердить и формы упомянутых предупреждения и предостережения.
ФАС России также будет определять порядок предоставления бирже хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, списка аффилированных лиц, порядок пересмотра предписания, выданного в процедурах согласования сделок, форму и содержание заявления о пересмотре принятого антимонопольным органом решения или выданного на его основании предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
В ведение ФАС России включен контроль за манипулированием ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии. Перечень выдаваемых ФАС России предписаний, предупреждений и предостережений дополнен новыми их видами, касающимися товарных рынков и торгов по продаже государственного и муниципального имущества.
Уточнены полномочия ФАС России по контролю за иностранными инвестициями - она будет оформлять некоторые дополнительные документы в процедурах согласования сделок с иностранными инвесторами.
Приказ Минэнерго России от 23.07.2012 N 340
"Об утверждении перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления"
Зарегистрировано в Минюсте России 06.09.2012 N 25386.
Обновлен перечень информации, предоставляемой субъектами электроэнергетики в Минэнерго РФ
В Минэнерго России в определенные сроки должны предоставляться сведения о различных чрезвычайных ситуациях в электроэнергетике, сведения о производстве, передаче и сбыте электроэнергии, об электрических сетях, о выполнении экологических требований, энергоэффективности, охране труда, а также более подробные, чем это было установлено ранее, сведения о техническом состоянии объектов электроэнергетики, их ремонте, об экономических показателях деятельности субъектов электроэнергетики и прогнозные показатели развития электроэнергетики. Кроме этого субъекты электроэнергетики и иные владельцы объектов электроэнергетики должны предоставлять подробные сведения, необходимые для организации оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (их перечень содержит 32 пункта), в диспетчерские центры системного оператора.
Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 889
"О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей"
Вывод из эксплуатации тепловых сетей должен быть согласован с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии
Установлен порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.
Вывод в ремонт представляет собой временную остановку работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, осуществляемую в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Вывод из эксплуатации - это окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
Вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов.
В случае поступления в орган местного самоуправления уведомлений от нескольких владельцев источников тепловой энергии о выводе одновременно их из эксплуатации орган местного самоуправления должен осуществлять выбор оставляемых в эксплуатации источников тепловой энергии с учетом минимизации затрат потребителей тепловой энергии, требований энергетической эффективности и обеспечения надежности теплоснабжения.
Приказ ФАС России от 26.06.2012 N 413
"Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной антимонопольной службой по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями субъектов оптового и розничного рынков в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности)"
Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2012 N 25297.
Утвержден новый административный регламент, устанавливающий общие положения процедур выявления Федеральной антимонопольной службой случаев манипулирования ценами на оптовом и розничном рынках электроэнергии
Новый административный регламент разработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373. Регламент имеет более подробную структуру (в разделах выделены подразделы с заголовками) и устанавливает, в частности:
перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение данной государственной функции (в нем упомянут, в т.ч., действующий "Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)", утвержденный Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 378);
права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля;
сведения о почтовом адресе, телефонах, адресах сайтов и электронной почты ФАС России и ее территориальных органов;
срок исполнения данной государственной функции (три месяца со дня представления в антимонопольный орган соответствующих заявлений и материалов);
перечень источников, а также порядок приема и регистрации информации о манипулировании ценами на рынках электроэнергии;
общие положения процедуры проверки субъектов электроэнергетики и принятия решений по ее результатам;
порядок осуществления контроля за исполнением требований данного регламента.
Аналогичный административный регламент, утвержденный Приказом ФАС России от 05.12.2007 N 415, разработанный в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 679, признан утратившим силу.
Приказ ФАС России от 26.06.2012 N 418
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности)"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2012 N 25243.
Срок исполнения государственной функции по осуществлению контроля за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности) не может превышать три месяца
Утвержденный административный регламент устанавливает права и обязанности должностных лиц ФАС России при исполнении государственной функции, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме.
КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
ЕЖЕДНЕВНЫЕ ОБЗОРЫ
Приказ ФСТ России от 09.10.2012 N 230-э/3
"О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2012 N 25760.
На 2013 год установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению
Предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установлены в среднем по субъектам Российской Федерации с дифференциацией по полугодиям (с увеличением с 01.07.2013). Органы исполнительной власти субъектов РФ должны производить дифференциацию тарифов по зонам (часам) суток, а также с учетом, в частности, особого порядка ценообразования в отношении электроэнергии, потребляемой населением, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1998 N 1444 и "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Определены также составляющие предельных максимальных уровней тарифов на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к ним категориям потребителей сверх социальной нормы потребления электроэнергии (мощности), для тех субъектов РФ, на территории которых принято решение об установлении социальной нормы потребления электроэнергии (мощности) или будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления коммунальной услуги по энергоснабжению.
"КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве" Ежедневные обзоры {КонсультантПлюс}
Информация ФАС России от 19.06.2012
"О документах, более не требуемых от заявителя, в рамках осуществления десяти государственных функций ФАС России"
При возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства не потребуется представлять в антимонопольный орган информацию о хозяйствующих субъектах и сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРФЛ, ЕГРИП и базы ИНН
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, за исключением отдельных определенных этим Законом документов.
При этом за заявителем сохраняется право представлять такие документы в антимонопольный орган.
"КонсультантПлюс: Новое в российском законодательстве" Ежедневные обзоры {КонсультантПлюс}
Определены новые основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель
Утверждены в том числе:
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения;
Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения или цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении";
Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала;
Правила распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
В частности, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения определяют:
перечень регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения и нерегулируемых цен;
методы, используемые при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения (методы экономически обоснованных расходов (затрат), обеспечения доходности инвестированного капитала, индексации установленных тарифов и сравнения аналогов);
особенности ценообразования.
Постановление будет применяться к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы, за исключением отдельных особенностей.
Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и ряд других нормативных правовых актов Правительства РФ.